– Мам, ну, что ты контролируешь каждый мой шаг?! Обедала, я обедала. Если смогу, зайду вечером после работы. Это тебе на пенсии заняться нечем! А я кручусь как белка в колесе. Всё! Мне некогда, – Инна с раздражением положила трубку и снова уткнулась в бумаги. Но сосредоточиться не получалось.
По ее мнению, мать в последнее время вела себя непозволительно. Например, вчера она отказалась забрать из детского садика Милу, свою двухлетнюю внучку. А сегодня весь день пристает к ней с просьбами зайти в гости. Утверждает, что ей нужно серьезно поговорить!
Ну, какие разговоры? Тем более, серьезные? Может, она открыла новый способ варить кашу или печь пироги? Инна была уверена: у ее матери нет никакой личной жизни. Ведь в 65 лет человеку суждено присматривать за внуками и тем самым, оказывать посильную помощь трудоспособным гражданам.
Все остальное время люди этой категории только отравляют жизнь своим существованием всем в округе. Они требуют внимания, заботы, начинают интересоваться делами, как будто что-то в них понимают!
Инна злилась. Она обижалась на мать. Ведь вчера ей пришлось отпрашиваться с работы, чтобы забрать Милочку домой. Девочка осталась одна в группе. Остальных ребятишек уже разобрали. Все-таки придется сегодня заехать к ней, чтобы узнать, чем мама так занята.
А Лидия Петровна в это время строила планы на вечер. Скажем сразу, она была женщиной серьезной. Всю жизнь отдала науке. В молодости ее не интересовали ухажеры и свидания под луной.
Она считала всех мужчин пустозвонами, ненадежными и никчемными существами. Кроме того, Лидия Петровна была уверена: вот она защитит свою докторскую и тогда точно займется собой, а вернее, созданием семьи.
К этому шагу ее подталкивала и любимая тетушка. Маргарита Саввишна ставила в упрек племяннице, что та на пороге 35-летия остается одна. Она даже советовала Лидии завести ребенка для себя. Ведь нужно что-то делать и для себя приятное?
Но та не слушала и по-прежнему проводила время за книгами. Как будто это они в старости подадут ей стакан воды. Создание семьи она все откладывала на потом.
В конце концов, Маргарита Саввишна убедила племянницу закрутить роман на курорте ради счастья материнства. Так на свет появилась Инна.
Она росла в окружении любви и заботы, не знала отказа ни в чем. Лидия Петровна возлагала на дочь большие надежды. Она была уверена: та добьется в жизни гораздо больших успехов, чем мать.
Но Инну не интересовала наука. Вернее, она ею не бредила. Девушка хорошо училась, получила аттестат с отличием, поступила в престижный вуз и… вышла замуж.
Такой подлости от Инны никто не ожидал. Лидия Петровна, наученная тетей Маргаритой, твердо верила: ее дочка посвятит жизнь матери и скрасит ее старость.
Но ничего подобного не произошло. К 25 годам у Инны уже было двое детей: пятилетний Левушка и двухлетняя Милочка. Но потом в голове дочки что-то замкнуло.
Видно, сработали гены. И Инна решила, что теперь должна заниматься только карьерой. Но дети! Куда же девать детей? Муж объелся груш, от него не было никакого толка. И тогда снова стала нужна и мать, и тетка Маргарита.
Они и помогали Инне с малютками. Да вот беда. Тетя Рита покинула этот свет. Мать сразу же сдала, лишившись своей единственной опоры и поддержки. Она вдруг стала какой-то потерянной, усталой, и все искала внимания и поддержки у своей дочери.
Вот Инна и раздражалась. Она была довольно жесткой женщиной. Не видела в скоропостижном уходе тетушки никакой трагедии. По ее мнению, матери следовало не горевать, а сосредоточиться на внуках.
Но мать звонила ей по пустякам по десять раз в день. Она спрашивала, что Инна ела, чем занималась, когда придет в гости. А ведь они виделись практически ежедневно.
Инна заезжала после работы за внуками к матери. Но не задерживалась. Чаще всего даже не раздевалась. Получив детей, накормленных, умытых и обласканных, она уезжала домой, к мужу и бытовым обязанностям.
Вот и сегодня вечером Инна остановилась в дверях. Лидия Петровна, увидев дочь, оживилась и сказала:
– Инночка, проходи! Я пирог с малиной испекла! Будем чай пить!
– Мама! Я не ем мучное. Ты отрываешь меня от дел. Слава Богу, сегодня Миша сам смог забрать детей, а я вместо того, чтобы ехать с работы домой, снова вынуждена мчаться к тебе! Что у тебя случилось?
– Да ничего не случилось, дочка. Просто подумала, посидим, чайку попьем. С тех пор как не стало Маргариты мне и словом перекинуться не с кем. А сегодня такой удачный момент. Дети твои под присмотром. Мы бы поговорили по душам!
– Мама! Ты, что не понимаешь? Мне некогда распивать чаи. Мне ужин Михаилу и детям готовить надо! Я отчет не сдала! Торопилась к тебе. Думала, что-то случилось.
Кстати, Миша предупредил: завтра он будет занят. Придется тебе отвести Левушку в бассейн, а Милу забрать из сада! Ты поняла? И не звони мне, пожалуйста, по десять раз в день! Я не могу сосредоточиться.
– Хорошо, дочка, постараюсь не отрывать тебя от дел. Но, понимаешь, мне завтра тоже некогда.
– Тебе некогда? Вот, насмешила, – недовольно сказала дочь, – а чем ты будешь занята? Тебе даже пенсию домой приносят!
– Вот об этом я и хотела поговорить. Дочка, меня пригласил на встречу один хороший мужчина. Мы с ним познакомились в бассейне. Он тоже внука на тренировку водит. А завтра мы идем в парк.
– Что?! Мама, не смеши меня! Какие мужчины в твоем возрасте? Ты что хочешь, чтобы надо мной все потешались? Мать в преклонном возрасте романы крутит!
– Инна, да что ты говоришь? Какие романы? Мы просто погуляем в парке. Мне ведь так одиноко. Раньше тетя Рита была со мной, а сейчас я совсем одна. Ты занята, у тебя работа и семья. Что же мне одной тут куковать?
– Мама, ты, кажется, забыла! У тебя есть внуки. И твоя прямая обязанность помогать мне. Или мне работу, прикажешь, бросить? Завтра ты забираешь Милу и ведешь Левушку на тренировку! Все, мама! Я ушла. Пока.
Инна круто развернулась на пороге и вышла из квартиры. Но в ее душе бушевала буря. Вот мать выкинула фокус! Некогда ей! Скажите на милость!
А Лидия Петровна уже звонила своему новому знакомому и говорила:
– Виктор Сергеевич, понимаете, я завтра не смогу сходить с вами в парк. Моя дочь очень занята. Мне нужно присмотреть за внуками.
– Вы, что же в бассейн Леву поведете? Так я туда приду. Там и увидимся! – нашел выход из положения Виктор Сергеевич.
– Так вам же завтра туда не надо? Что вы будете время тратить?
– Для вас у меня всегда есть время и мне его нисколько не жаль! – с намеком ответил собеседник.
На том они распрощались. В бассейн Виктор Сергеевич явился с букетом астр. Лидия Петровна так любила эти яркие, пышные цветы. Они вызывали в ней воспоминания о молодости и празднике.
Мужчина предложил Лидии и Леве вместе прогуляться. И они приняли его предложение. А по пути они зашли в сад, чтобы забрать Милу. Компания весело проводила время. Взрослые болтали о том, о сем, а дети катались на каруселях.
Их приятному времяпровождению помешал звонок. Лидия взяла телефон и услышала раздраженный голос дочери:
– МАМА! Я стою на пороге твоей квартиры! Где ты! И где дети?
– Инна, мы зашли в парк после тренировки. Сейчас будем. Подожди немного или заходи, ты же знаешь, где ключ!
– Мне некогда рассиживаться, у меня забот – полон рот! Вот что, мама! Раз ты не выполняешь условия договора, привези детей сама.
– Ну, ладно, хорошо, – даже обрадовалась Лидия Петровна, – тогда мы еще погуляем в парке, а потом сразу же к вам!
– Какой парк, мама? Леве уроки надо делать! Заканчивайте свои прогулки! Я жду вас у себя дома!
Лидия Петровна извинилась перед Виктором Сергеевичем, подхватила детей и помчалась к троллейбусной остановке. С дочкой шутить не приходилось. Она не стеснялась в выражениях. А ссориться с ней она не хотела.
Дочь сделала обиженный вид. Она забрала детей и захлопнула дверь перед носом матери. А ведь Лидия рассчитывала рассказать о своем знакомом и о том, как они весело провели время.
На глаза пожилой женщины навернулись слезы. Дочь слишком сурова и жестка. Наверно, это мать виновата в том, что воспитала ее такой. Лидия вздохнула и отправилась к себе домой через весь город.
А уже перед самым сном ей позвонил Виктор Сергеевич. Его голос звучал мягко:
– Лидушка, я не мог лечь спать, не пожелав тебе спокойной ночи! Я предлагаю завтра сходить в кино! Завтра же нет тренировок. Ты свободна?
– Наверно. Инна сегодня не говорила о том, что я завтра должна взять внуков к себе. Давай, сходим, – согласилась Лидия и положила трубку.
Ее тянуло к этому седовласому мужчине. Она никогда не испытывала сильных чувств к противоположному полу. Любовь настигла ее на старости лет. И она испугала ее.
Что ей делать? Как рассказать обо всем дочери? А самое главное, где взять время на встречи с этим мужчиной?
В этот момент телефон снова зазвонил. На экране высветилось имя дочери. Лида сразу же взяла трубку. Инна никогда не звонила без дела. И она не ошиблась:
– Мама! Лева мне сказал, что вы гуляли в парке с каким-то дедом. Ты хочешь меня опозорить? Ты совсем с ума сошла?
– Инна, ну, что ты говоришь? Мы просто гуляли. Что в этом плохого?
– Мама, в твоем возрасте стыдно шляться по мужикам! Не позорь меня! Какой пример ты подаешь моим детям? Что подумает мой муж? Миша просто у виска пальцем покрутит и будет прав!
– Инна, успокойся. Я не делаю ничего такого, чтобы тебе было стыдно за меня. И потом вспомни: наша тетя Рита всегда говорила: жить нужно и для себя. Она поддержала тебя, когда ты решила выйти замуж. Мы помогали тебе с детьми. И не говорили, что ты завела их слишком рано!
– МАМА! Хватит! Я не могу поверить, что моя мать на старости лет бегает по свиданиям. Да еще таскает с собой внуков! Как ты могла? Я тебе доверила самое ценное!
Инна бросила трубку. Лидия не стала перезванивать. Она решила, что имеет право на личную жизнь. Она же не виновата, что счастье искало ее так долго!
Она твердо решила идти завтра с Виктором в кино. Но ее планам было не суждено сбыться. Ранним утром в дверь позвонили. На пороге стояли запыхавшаяся дочь и заспанные внуки. Инна говорила:
– Мама, Мише вчера предложили горящую путевку. Мы уезжаем уже сегодня! Дети на тебе!
– Но, Инна, у меня были другие планы!
– Какие планы, мама! Не смеши меня! Если ты мне откажешь, я больше никогда не дам тебе видеться с внуками!
Инна закрыла за собой дверь и удалилась. Она даже не стала слушать ответа матери. Растерянная Лида принялась готовить завтрак. Детей следовало накормить. А потом потянулась череда забот.
Она отвезла Милу в садик, проводила Левушку в школу, сходила в магазин и сготовила обед. От дел ее оторвал телефонный звонок:
– Лидушка, это я, – сообщил знакомый голос, и сердце Лидии забилось чаще, – наш уговор в силе? Я жду тебя в 5 вечера у кинотеатра.
– Виктор, извини. Я как-то забыла тебе позвонить. Понимаешь, Инна уехала с мужем на отдых, а детей отставили мне.
– Какие проблемы? Приходите с Левой. Потом вместе заберем девочку из сада и отправимся в парк. Повторим вчерашнюю прогулку.
– Ну, хорошо. Сейчас уже Левушка со школы придет. Я его покормлю, мы с ним сделаем уроки, а потом пойдем на прогулку. Встретимся в парке, Виктор!
На том и порешили. Лидия радовалась, что все так удачно сложилось. Она не будет отменять свидание и поможет дочери. Но все пошло не по плану.
Уже в парке Левушке позвонила мать. Мальчик стал объяснять, что гуляет с бабулей и дядей Виктором. Инна что-то ему сказала, и он сразу же передал трубку Лидии. Та неохотно взяла. Голос дочери вещал:
– Мама! Я прошу тебя: не смей таскать моих детей по свиданиям! Вдруг этот дед какой-то маньяк? С вами маленькая Мила! Немедленно отправляйтесь домой!
Лидия поникла после разговора с дочерью. И Виктор не оставил этот момент без внимания. Он спросил:
– В чем дело, Лидушка? Чем ты так огорчена?
– Понимаешь, моя дочь, кажется, против наших встреч. Она считает аморальным эти свидания. Инна уверена: любовь только для молодых. А мне в мои 65 лет можно только с внуками нянчиться.
– Ну, тут, Лидуша, я тебе не советчик! У меня с сыном совсем другие отношения. Я помогаю им с детьми, вожу на тренировки или забираю со школы. Но в мою личную жизнь лезть не позволяю. Ты будь жестче с дочерью.
– Она сказала, что запретит мне видеться с внуками. А они моя главная отрада! Как же мне быть?
– Лидушка, но ведь и твоя Инна нуждается в тебе. Предлагаю сделать вот что: скажи дочери, что заболела. Пусть возвращаются с отдыха и забирают детей. Ты ведь всегда спешишь на помощь, как Чип и Дейл, правда? Тогда она оценит твою заботу и поймет, что ты имеешь право и на свою жизнь. Но решать, конечно, только тебе.
Лидия Петровна так и сделала. Уже поздним вечером она позвонила дочери и сообщила, что у нее поднялось давление. Ей нужен покой. Детей лучше забрать. Инна даже оторопела от такого заявления. Она буквально вопила в трубку:
– Мама! Какой покой? Как я заберу детей! Мы только вчера сюда приехали! Это все твои свидания под луной! Я тебе говорила! Кто в твоем возрасте по паркам бегает? Сидела бы дома с внуками, ничего бы такого и не произошло.
Лидия Петровна спокойно отвечала:
– Ты абсолютно права, Инна. Я больше не бегаю по паркам. Но и присматривать за детьми не могу. Все-таки это ваши с Мишей дети. Завершайте свой отдых.
– Ну уж нет, мама! Я не хочу портить отношения с мужем из-за твоих капризов. Мы вернемся через три дня, как и планировали. Прими средства от давления и меньше шатайся с мужиками!
Грубость дочери возмутила Лидию. Она поняла: та нисколько не считается с ее интересами. Она даже безразлична к ее состоянию здоровья. А если с ней что-то случится и в самом деле?
Эти три дня прошли в привычном режиме. Заботы о внуках отвлекали от мрачных мыслей. Да и Виктор Сергеевич не давал скучать. Он приглашал все семейство то в зоопарк, то в кино, то предлагал сыграть в настольные игры у них дома.
Дети подружились с ним. Им нравился этот веселый дедушка. Он умел мастерить разные игрушки, разбирался в математике, а когда к ним присоединялся его внук, то веселью и вовсе не было предела.
Лидия предчувствовала: добром такое веселье не кончится. И, действительно, Инна закатила скандал. По приезду она кричала на весь подъезд о том, какая распутная у нее мать. Даже соседи узнали о прогулках Лидии в парке.
Михаил неожиданно принял сторону тещи. Узнав в чем дело, он засмеялся и сказал:
– Ну, вы даете, Лидия Петровна! На свадьбу-то хоть позовете?
Михаил увел разбушевавшуюся жену и детей домой, подмигнув на прощание теще.
Лидия и Виктор продолжали встречаться. Мужчина познакомил ее с семьей своего сына. И Лида увидела: отношения с взрослыми детьми могут быть совсем другими.
Виктора уважали, к его мнению прислушивались, к нему обращались за помощью, но и сами старались исполнить все его желания.
А Инна не унималась. Она звонила матери каждый час. И нагружала ее делами. То просила сходить в магазин, то требовала отвести Милу на консультацию к логопеду, а Леву в бассейн. В общем, она делала всё возможное, чтобы не оставить матери ни минуты свободного времени.
Виктор поначалу терпел эти выкрутасы и с пониманием относился к обязанностям Лиды. Но он уже не раз ей говорил:
– Лида, тебе нужно сказать дочери, что ты имеешь право и на свою жизнь. Ты же не можешь взять на себя заботы о детях целиком?
А через несколько дней он заявил:
– Я приглашаю тебя в ресторан. Отказа не потерплю. Предупреди дочку и зятя, что сегодня ты занята. Они же не спрашивали тебя, когда заводили детей или шли в ЗАГС? Пусть учатся брать ответственность за свои поступки!
– Инна просто привыкла, что все мое внимание посвящено ей. Вот она и ревнует. Она примет тебя, не может же она быть такой бездушной! – оправдывала дочь Лидия.
Виктор согласился со своей возлюбленной. Для себя он принял решение. Он уже купил красивое кольцо и намеривался вручить его Лиде вечером в ресторане. А та предупредила дочь, что будет занята и не сможет сидеть с внуками. Инна нехотя согласилась.
Но когда Лидия уже надевала свое самое красивое платье, ее телефон вновь зазвенел. Увидев имя дочери на экране, женщина просто выключила гаджет. Она подкрасила губы и вышла из квартиры: на встречу своему припозднившемуся счастью. Иногда нужны и радикальные меры, чтобы успеть пожить для себя.